Практика и трудоустройство

Служба содействия трудоустройству выпускников и проведения практики

Помощь в трудоустройстве (вакансии и практика)

Студентам выпускных курсов: практика

Документы:

открыть в .pdf pdf / скачать в .doc doc Положение о практической подготовке обучающихся

скачать в .doc docx Отчёт руководителя практики

Методические рекомендации по составлению резюме

Задание на редакционно-издательскую практику; формы дневника и отчета о практике

Задание на преддипломную практику; формы дневника и отчета о практике

Рабочая программа производственной практики (преддипломной редакционно-издательской)

Образец договора о прохождении практики (2024)
Пояснения к договору для студентов:
Внимание! Приложение к договору (Приложение 1.) является неотъемлемой частью договора, не используется для оформления практики, не удаляется из договора. Образец договора не нужно предоставлять для оформления в места практик, объявленные на данном сайте. По всем вопросам оформления договора (особенно номера), пожалуйста, обращайтесь к Тереховой М.В.
litmasterstvol@litinstitut.ru


 

Учебная практика (учебно-ознакомительная практика)

Практика по данной образовательной программе проводится в соответствии с ФГОС ВО по специальности 52.05.04 «Литературное творчество», (квалификации «Литературный работник», «Литературный работник, переводчик художественной литературы»).

Практика по данной образовательной программе проводится в соответствии с ФГОС ВО по специальности 52.05.04 «Литературное творчество», (квалификации «Литературный работник», «Литературный работник, переводчик художественной литературы»).

  1. Перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

С освоением ООП по специальности (специалитета) 52.05.04 Литературное творчество обучающийся должен достичь следующих результатов прохождения практики:

Коды компетенций

Результаты освоения ООП

(содержание компетенций)

Перечень планируемых результатов прохождения практики

ОК-5

владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке целей и выбору путей их достижения, умением анализировать логику рассуждений и высказываний;

уметь - обобщать, анализировать, критически осмыслять и систематизировать информацию;

- ставить цель и выбирать пути её достижению;

владеть: - культурой мышления, логикой рассуждения и высказывания

ОК-6

способность самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности, развития социальных и профессиональных компетенций

уметь - получать информацию в общении и сотрудничестве с профессиональной средой

- наблюдать этапы производственного процесса, анализировать и обобщать опыт, применять его на практике

ОПК-2

способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности

знать - теоретические и практические основы библиографической работы (хранения, сбора, анализа, классификации, структурирования информации), основные этапы редакционно-издательской деятельности, возможности материальной базы

ОПК-17

способность самостоятельно или в составе группы вести научный поиск, реализуя специальные средства и методы получения нового знания

уметь - организовать проведение несложных этапов библиографических работ при решении конкретных научных и творческих задач

ОПК -18

способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны

уметь – понимать сущность и значение информации для развития современного общества

ОПК-19

владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, наличием навыков работы с компьютером как средством управления информацией

уметь – работать с информацией (получать, анализировать, хранить)

владеть – навыками работы с компьютером, программным обеспечением, библиотечным фондом

ПСК-1.12

способность и готовность к предыздательской подготовке и редактированию текстов художественной словесности и текстов «нехудожественных» стилей

знать – основы технологии проведения редакционно-издательской деятельности (издательского процесса), необходимые элементы материальной базы

уметь - организовать проведение несложных этапов редакционно-издательских работ при решении творческих задач

 

  1. Место учебной практики в структуре ООП специалитета

Учебная практика реализуется в рамках базовой части программы специалитета (Блок 2, «Практики, в том числе научно-исследовательская и художественно-творческая работа» и является обязательным видом учебной работы специалиста).

Учебной практике предшествует изучение части дисциплин базовой и вариативной составляющих ФГОС ВО, в том числе дисциплин специализации. Учебная практика является логическим промежуточным этапом профессионализации, знакомя с практической стороной поиска, отбора и систематизации материала для научной и творческой деятельности и готовя к следующей - производственной преддипломной (редакционно-издательской) - практике.

Логическая взаимосвязь учебной практики с другими частями ООП прослеживается в наличии схожих компонентов понятийно-терминологических систем, в единых профессиональных (творческих) подходах к решению возникающих проблем.

Основу содержательно-методической взаимосвязи учебной практики с другими частями ООП составляет формирование общекультурных, общепрофессиональных и части профессионально-специализированных компетенций.

 

Цели и задачи учебной практики:

Целями учебной практики является:

  • комплексное получение первичных профессиональных умений, навыков и компетенций специалиста (включает следующие этапы: ознакомительный и приобретение опыта профессиональной деятельности в профессиональной среде и самостоятельно);

• закрепление и углубление полученных теоретических знаний и практических навыков по изученным дисциплинам;

• овладение необходимыми методами самоорганизации.

Задачи учебной практики заключаются в ознакомлении со сферой и методикой работы того подразделения организации (или всей организации), близкого профильной профессиональной сферы деятельности литературного работника, в котором (ой) проводится практика (библиотека, издательский отдел, редакция, издательство и др.). Практика предполагает ознакомление со структурой, материально-технической и информационной базой подразделения (организации), методикой его (ее) работы, приобретение навыков библиографической и издательской деятельности (поиск, отбор и систематизация материала для профессиональной деятельности).

Для отчета используются самостоятельно полученные данные и фондовые материалы базы практики.

 

3. Вид, тип, формы и способ проведения учебной практики.

Настоящая практика по виду является учебной, по типу относится к получению первичных профессиональных умений и навыков (учебно-ознакомительная), по форме – проводится дискретно в течение 9 семестра очной формы обучения или 5 учебного года заочной формы обучения. Способ проведения учебной практики – стационарно: в подразделениях Литературного института, а также – при желании студента и наличии договора – в сторонних организациях (библиотеках, издательствах, редакциях) г. Москвы или иного региона (для студентов заочной формы обучения – по месту их проживания и/или работы).

Практика предполагает: знакомство со структурой (местом и функцией) подразделения или организации, библиографическую работу (ознакомление структура библиотечного фонда, система учета, каталогизация, составление библиографий по профессиональному интересу и т.п.), знакомство с издательским процессом (программное и аппаратное обеспечение, алгоритм издательского процесса, отбор и рецензирование материалов, аналитический обзор организационного процесса в редакции (отделе, издательстве) и т.п.

 

4. Место и время проведения учебной практики

Учебная практика проводится на 5 курсе очной формы обучения в течение 9 семестра; заочная форма обучения предполагает практику на 5 курсе. Практика проходит дискретно: ознакомительная и самостоятельная работа в библиотеке, ознакомительная и практическая деятельность в издательских структурах.

Местами проведения практики являются, в основном, подразделения ФГБОУ ВО «Литературный институт имени А.М. Горького» (библиотека, издательский отдел), а также организации (издательства, редакции, специализированные отделы и подразделения различных учреждений), занимающиеся издательской деятельностью, как федерального подчинения, так и коммерческие. Территориально районами учебной практики является Московский регион и – для студентов заочной формы обучения – по месту проживания и/или работы - любые территории Российской Федерации. Командировки и командировочные расходы не предусмотрены.

Консультирование по вопросам учебной практики осуществляют учебный отдел, руководитель учебной практики, деканаты, ответственные сотрудники подразделений, в которых проходит практика.

При выборе баз практики вне ФГБОУ ВО «Литературный институт имени А.М. Горького» необходимо руководствоваться следующими критериями:

наличием в учреждении:

-         соответствующего профиля;

  • высококвалифицированных специалистов;
  • современной материально-технической базы;
  • современного программного обеспечения

 

5. Объем практики

Общая трудоемкость учебной практики составляет 3 зачетных единицы (з.е.), т.е. 108 академических или 81 астрономический час.

 

5.1. Объём практики по видам учебных занятий

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр/(курс)

9

(6)

Контактные виды работы

2

2

 

Аудиторные занятия (всего)

2

(2)*

2

(2)

 

в том числе:

Консультации

 

2

 

Самостоятельная работа (всего)

106 (104)

106

(104)

 

Вид промежуточной аттестации (зачет)

(2)

зачет

(зачет, 2)

Общая трудоемкость час

 зач. ед.

108

108

108

3

3

 (3)

 

6. Содержание практики

6.1. Разделы (этапы) практики. Виды работы на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах). Формы текущего контроля и промежуточной аттестации.

 

Разделы (этапы) практики

Виды работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля

Аудиторные

Самостоятельные

1

Подготовительный

2

6

Устный опрос

2

Основной

 

88

Дневник практики,

3

Заключительный

 

12

Письменный отчет, Зачет

 

6.2. Структурированное содержание  учебной практики

I. Подготовительный этап:

1. Вводная часть: знакомство с целями и задачами практики, формами отчетности (дневник с задачами, отчет, отзывы-характеристики с мест(а) практики). Производственный инструктаж по технике безопасности

2. Определение сферы деятельности и задания.

Определение методики работ.

Согласование места практики.

 

II. Основной этап:

3. Проведение текущей работы.

4. Текущий контроль (определяется руководителем практики)

5. Первичная обработка материала практики

6. Соотношение обработанного материала с заданием

 

III. Заключительный этап:

7. Написание отчета и оформление прилагаемых материалов.

8. Оценка (зачет) практики

 

6.3. Содержание учебной практики

В ходе подготовительного этапа проводится знакомство студентов с программой, целями и задачами учебной практики, формами отчетности (обязательные: дневник с заданием; отчет и заверенные отзывы-характеристики с места работы, материалы выполненных работ – библиографии по определенной теме и – если выполнялись – редактированные тексты), инструктаж по технике безопасности (общий и на рабочем месте).

В соответствии с поставленными задачами уточняются основные этапы работ, время их выполнения и отчета о выполнении.

В ходе практики студенты знакомятся со структурой организации (подразделения), где проходит практика, с персоналом, условиями работы, необходимой документацией (положениями, должностными инструкциями, рабочими регламентами и др. – по представлению базы практики)

Работы проводятся в соответствии с принятыми на базе практики (в библиотеке, редакционном отделе и т.п.) технологией и регламентами.

Параллельно или после работы (выполнения заданий) проводится первичная обработка материала, подготовка и составление (после ознакомления с соответствующими учебно-методическими рекомендациями) отчетности.

Студент обязан добросовестно и качественно выполнять порученную работу на любом этапе практики, активно участвовать в общественной деятельности на месте выполнения работ.

 

7. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся

Перед выходом на учебную практику студент знакомится с организационной структурой организации (подразделения) и правилами техники безопасности, алгоритмом работы (заданием), методикой работы с техническими средствами (компьютерной техникой и программным обеспечением). Желательно ознакомление с образцами отчетов и дневников по практике.

 

Основная литература:

1. . Учебно-методические рекомендации к оформлению Отчетов по учебно-ознакомительной и производственной преддипломной (редакционно-издательской) практике. М., Литературный институт им. А.М. Горького, 2017

2. Должностные инструкции.

3. Структура организации (подразделения).

4. Требования к выпускной квалификационной работе (дипломной работе).

5. Образцы заполнения дневника практики  и отчета по практике (см. приложение)

 

8. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся

6.1. Паспорт фонда оценочных средств

п/п

Контролируемые разделы

Код контролируемой компетенции (или её части)

Наименование оценочного средства

1

   Подготовительный этап

ОК-5, ОК-6, ОПК-2, ОПК-17, ОПК-18, ОПК-19, ПСК-1.12

Задание

2

   Основной этап

ОК-5, ОК-6, ОПК-2, ОПК-17, ОПК-18, ОПК-19, ПСК-1.12

Дневник практики

3.

   Заключительный

ОК-5, ОК-6, ОПК-2, ОПК-17, ОПК-18, ОПК-19, ПСК-1.12

Дневник практики, характеристика студента ,отчет по практике, зачет

 

6.2. Типовые контрольные задания или иные материалы

6.2.1. Примерный перечень контрольных вопросов при приеме материалов учебной практики:

1. Место библиотечного и издательского подразделений в структуре организации.

2. Особенности библиотечного и/или редакционно-издательского процесса в организации прохождения практики.

3. Кадровое обеспечение библиотечного и/или редакционно-издательского процесса.

4. Материально-техническое обеспечение указанных процессов в организации прохождения практики.

5. Система контроля библиотечного и/или редакционно-издательского процесса

6. Этапы, методика библиографического и/или редакционно-издательского процессов в организации прохождения практики.

7. Основные результаты практической деятельности (в т.ч. результаты, полученные студентом самостоятельно).

8. Содержание работы, проводимой студентом во время практики в организации.

9. Готовность собственных библиографических исследований и творческих (научных) работ, подготовленных с учетом опыта практики (их тема, объем, содержание, необходимость дальнейшего редактирования, возможность издания и т.п.).

10. Мнение студента о состоянии базы практики и ее эффективности и возможном развитии.

 

6.2.2. Промежуточная аттестация по итогам учебной практики

При завершении основного этапа практики студент готовит к предъявлению руководителю практики отчетный материал. На заключительном этапе практики он вместе с руководителем практики обсуждает ее итоги и материалы своего отчета. Руководитель практики, основываясь на устном докладе студента, письменном отчете, дневнике с указанным и выполненным заданием и отзыве (характеристике) с места практики, дает свой отзыв (характеристику) о выполнении практики и выставляет оценку.

 

Студент предоставляет отчет о практике (5–8 с.), который включает в себя общие сведения о месте практики, сведения о поставленных перед ним учебных, производственных и творческих задачах, используемых технических и программных средствах. Приводятся сведения об особенностях библиотечной и редакционной работы, методике библиотечной и издательской деятельности, методах отбора, обработки и интерпретации материала и т.д.

К отчету прилагаются следующие материалы: отзыв (характеристика) с места практики (по образцу), дневник практики с установленным заданием (заданиями) и отметками руководителя практики об их выполнении, объективные материалы (результаты) работы – структура организации (подразделения), выполненные библиографии, образцы каталога, реестр программного обеспечения деятельности подразделения, подготовленные к публикации издательские материалы.

Отчет и материалы по учебной практике предоставляются руководителю практики не позднее одной недели после окончания последнего ее этапа. Руководитель практики после сообщения студента, знакомства с предоставленными материалами, контрольных вопросов и обсуждения выставляет оценку (в отчет и ведомость).

 

Описание шкалы оценивания: «зачтено», «не зачтено».

Критерии оценивания:

оценка «зачтено» выставляется, если:

1. Студент прошел все этапы практики без серьезных замечаний.

2. Предоставил руководителю дневник практики (с выполненным заданием).

3. Предоставил  руководителю отчет по практике, где зафиксированы его собственные достижения (обретенные умения, навыки, знания)

4. Предоставил положительные отзывы с места практики.

5. Предоставил объективные материалы своей работы: библиографию по выбранной теме, редактированные материалы и иное.

6. Ответил на большинство вопросов руководителя практики в ходе устного отчета.

 

Оценка «не зачтено» ставится, если:

1. Студент не прошел основные этапы практики

2. Не предоставил руководителю дневник практики и/или отчет по практике.

3. Не имеет положительных отзывов с места практики

4. Не предоставил объективных материалов своей работы.

 

7. Методические указания для обучающихся

При самостоятельной работе – а она составляет почти весь объем учебной практики - студенту следует обращать внимание на поставленные задачи, предоставленные образцы отчетной документации (не копировать их, но понять общие требования), в ходе основного этапа практики – вычленить и внимательно изучить основные процессы библиографической и издательской деятельности, получить методические навыки и умения работы с техникой и библиоресурсами.

Рекомендуется проводить дополнительные (углубленные) изучения возможностей современных средств хранения и обработки информации и технологий редакционно-издательского процесса.

Рекомендуется принимать активное участие в различных этапах работ, собирать необходимый документальный материал для написания отчета.

При прохождении практики и после нее необходимо творчески использовать накопленный в профессиональной среде (самостоятельно и в консультациях) опыт, умения и навыки для подготовки материалов собственных творческих работ к дальнейшей публикации.

 

7.1. Учебно-методическое обеспечение учебной практики

7.1.1. Составление библиографии (методические указания):

Хорошо составленная библиография обеспечивает успешную работу с научным докладом, научной или критической статьей, курсовой работой, выпускной квалификационной работой и т.д. Изучение библиографического материала и составление библиографии расширяет профессиональный кругозор обучающихся, приучает к систематической работе с книгой, прививает навыки научного исследования.

При составлении библиографии должны быть определена тема (самостоятельно или с преподавателем), по которой будет составляться библиография. Она определяется либо руководителем практики, либо руководителем НИР студента, либо предлагается самостоятельно студеном, но в любом случае согласуется с руководителем практики в ходе собеседования и инструктажа.

Практика предполагает, что студент получает навыки подбора литературы с помощью библиотечных каталогов и поисковых систем. В процессе подбора литературы по теме лучше всего составлять библиографию по всем правилам оформления в виде картотеки по типу библиотечного каталога, причем на каждую книгу, статью, сборник документов заполняется отдельная карточка. Составленную таким образом библиографию легко пополнять, делать соответствующие перестановки карточек. Главным в таком методе работы является то, что студент получает возможность ориентироваться в многообразном библиографическом материале, систематизировать и дополнять его. Отсутствие таких карточек значительно усложняет работу.

Иногда вместо картотеки составляется список литературы. Это оправдано, если тема предполагает 10-20 источников. Но серьезная работа, например, дипломная, или предполагающая перспективу дальнейшего развития, глубокого исследования, подразумевает объем привлекаемой литературы в 40-50 позиций, и списки становятся слишком громоздкими. Картотека обладает дополнительными операционными возможностями, позволяя группировать литературу в зависимости от этапа работы и задач, которые в данный момент необходимо решить. На начальном этапе карточки обычно группируются в зависимости от важности источника, т.е. с какими источниками необходимо ознакомиться в первую очередь, с какими во вторую и т.д. На этапе использования материала их можно расположить по структуре работы: водная часть, 1 раздел (глава), 2 раздел (глава). Существенную экономию времени картотека дает при составлении окончательного списка использованной литературы, так как только карточки можно легко и просто расположить в должном порядке с учетом всех требований, предъявляемых к оформлению данного списка.

Карточки могут нести дополнительную информацию о литературном источнике (оглавление, краткое содержание, комментарии, оценку значимости для темы и т.д. – даже важные цитаты или указание важных страниц). Эта информация избавляет от повторного обращения к источникам, предохранит от потери актуального материала, сориентирует в теме при дефиците  времени.

Подбор материала для библиографии следует начинать со знакомства со специальными информационными, библиографическими и реферативными изданиями, с работы в каталоге фундаментальной (профильной) библиотеки, с электронными каталогами. Для ориентирования в ресурсах и за помощью в поиске источников следует обращаться к работникам справочно-библиографического отдела библиотеки.

Первый вариант библиографии составляется достаточно широко, чтобы иметь представление о поле информации. Потом отбирается то, что будет непосредственно использовано для раскрытия темы (написания курсовой или дипломной работы).

Не следует начинать чтение литературы до составления библиографии, так как случайно подобранные источники не позволяют написать хорошую работу.

После составления библиографии (картотеки) происходит первичное знакомство с подобранной литературой: ознакомление с оглавлением, беглый просмотр содержания, выборочное чтение и т.п. Результат ознакомления фиксируется в виде соответствующих пометок на карточках («легенду» можно разработать свою). После этого можно достаточно легко ориентироваться в источниках и отбирать самое интересное и необходимое, а не читать все подряд.

Особое место в библиографии должны занимать общие работы, которые дают представление об основных вопросах темы, а затем уже следуют работы, конкретизирующие и уточняющие материал. Отдавать предпочтение следует крупным монографиям, а не брошюрам или статьям. Но в тех случаях, когда по тому или иному вопросу нет или мало крупных обобщающих работ, журналы, брошюры могут стать единственным источником информации.

Вообще, любая библиография, претендующая на актуальность и/или полноту, должна обязательно включать статьи из научных журналов, опубликованные в последние годы.

Особый и важный момент – привлечение иностранных источников (на языке оригинала).

Для составления библиографии могут использоваться:

- списки литературы по темам, указанные в программе соответствующей дисциплины;

- списки литературы, рекомендованные преподавателем на лекциях и семинарах;

Задача руководителя практики на данном этапе:

- следить за правильным, по ГОСТу, оформлением библиографии: монографии, статей в коллективной монографии, статей в журнале, Интернет-ресурса и т.п.

- дополнить, по возможности,  список наиболее актуальными исследованиями и статьями;

- ограничить список в разумных пределах;

- показать обучающемуся, как отбирать значимую литературу;

Преподаватель не должен ограничивать самостоятельную работу студента в поиске источников, в то же время ему необходимо следить за тем, чтобы он не дезориентировался в обилии информации.

 

7.1.2. Примеры библиографического описания различных видов источников

Книги одного, двух, трех авторов

Конт, О. Дух позитивной философии. (Слово о положительном мышлении) / О. Конт. – Ростов н./Д: «Феникс», 2003. – 256 с. – ISBN 5-222-03417-8.

Добреньков, В.И. Социология: В 3 т. Т. 1: Методология и история / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА×М, 2000. – 400 с. – ISBN 5-16-000363-0.

Громов, И.А. Западная социология. Учебное пособие для ВУЗов / И.А. Громов, А.Ю. Мацкевич, В.А. Семенов. – СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2003. – 560 с. – ISBN 5-901562-41-0.

Книги четырех и более авторов, а также сборники статей

Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. – М.: Издательство НОРМА, 2002. – 912 с. – ISBN 5-89123-618-4.

Статьи из журналов и газет

Турецкая, Г.В. Деловая активность женщин и семья / Г.В. Турецкая // СОЦИС. -2001.-№2. – С. 67-73.

Райцын, Н. В окопах торговых войн / Н. Райцын // Деловой мир. – 1993. – 7 окт.

Статьи из продолжающегося издания

Тартаковская, И.Н. Мужчины и женщины в легитимном дискурсе / И.Н. Тартаковская // Гендерные исследования. – 2000. − №4. – С. 246 – 265.

Статья из непериодических сборников

Иудин, А.А. Семья и проблема феминизации общества / А.А. Иудин // Малая социальная группа: социокультурные и социопсихологические аспекты: В 2-х т. Том 2 / Под общей редакцией проф. З.Х. Саралиевой. – Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ. – 2004. – С. 19 – 27.

Статьи из энциклопедии или словаря

Бирюков, Б.В. Моделирование / Б.В. Бирюков, Ю.А. Гастев, Е.С. Геллер // БСЭ. 3–е изд. – М., 1974. – Т. 16. – С. 393 – 395.

Диссертация // Советский энциклопедический словарь. – М., 1985. – С. 396.

Диссертация

Иванов, Н.С. Миф как прием: дис… канд. Фил. наук: 10.01.01: защищена 14.10.04 / Н.С. Иванов. – Н. Новгород, 2004. – 141 с.

Автореферат диссертации

Петров, Н.Ю. Символизм глазами футуристов: автореф. дис… канд. фил. наук: 10.01.01 / Н.Ю. Петров – Н. Новгород, 2004. – 26 с.

Государственные стандарты

ГОСТ 7.1.84. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления. – Введ. 01.01.86. – М., 1984. – 4 с.

Рецензия

Сидоров, И.Н. Рецензия на книгу Иванова Н.С. Миф как прием. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2006. 160 с. / И.Н. Сидоров, А.В. Смирнов // СОЦИС. – 2006. – № 10. –С. 151 – 153.

Электронный документ

Докторов, Б.З. Социология в российском Интернете: В начале долгого пути [online] / Б.З. Докторов, А.Е. Шадрин. [Обращение к документу: 26 ноября 2000]. Доступ через <http://www.isn.ru/sociology/public/sociology.htm>.

 

8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса:

Автоматизированная информационная библиотечная система «МАРК» библиотеки Литературного института.

Во время прохождения практики проводится ознакомление с программным обеспечением библиотечного и издательского процессов, материальной базой библиотеки и издательского отдела (издательской структуры), опробование различных методик библиографической и редакционно-издательской деятельности, проводится первичная обработка и окончательная интерпретация полученного на практике опыта, используется компьютерная техника и специальное программное обеспечение. 

При прохождении практики могут использоваться следующие информационные технологии:

  • видеодемонстрации и слайд-презентации средствами мультимедиа;
  • учебные материалы, полученные посредством сети Интернет и находящиеся в свободном доступе;

 

9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Во время прохождения учебной практики студент пользуется стандартным и специальным оборудованием, компьютерной техникой и программными средствами, которые находятся в соответствующем подразделении организации, а также оборудованием, приборами, компьютерной техникой и программными средствами вуза.

Возможно использование:

  • проектора,
  • компьютера с минимальными системными требованиями:
  • процессор: 300 MHz и выше; оперативная память: 128 Мб и выше; другие устройства: звуковая карта, колонки, устройство для чтения DVD дисков, программа для просмотра видео файлов

Приложения:

Задание на учебную практику; формы дневника и отчета об учебной практике


Редакционно-издательская (производственная преддипломная) практика

 Положение о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования, утвержденное Министерством образования и науки РФ (вступило в силу с 01 сентября 2013 г.)

Все студенты Литинститута проходят производственную, редакционно-издательскую практику на 5-м курсе. В 2015 году практика была назначена на 6-19 апреля.

В 2013 и 2014 гг. наши студенты проходили практику в издательствах ("Прогресс-Плеяда", "Рипол-классик", "АСТ", "Центрполиграф", "Самокат" и др.), журналах ("Знамя", "Вопросы литературы", "Юность", "Литературная учеба", "Дружба народов", "Логос", "Вояж", "Наследник" и др.), газетах ("Литературная газета" и др.), рекламных агентствах, театрах (Театр п/р О.П.Табакова, Театр Луны, Театр Петра Фоменко, Театр кукол), музеях, на телевидении. В 2015-2016 гг. также договоры о практике студентов были заключены с издательством "Эксмо", порталами "Год литературы" и "Ревизор.ру".

Программа практики

Программа производственной преддипломной практики

Производственная преддипломная (редакционно-издательская) практика по данной образовательной программе проводится в соответствии с ФГОС ВО по специальности 52.05.04 «Литературное творчество» (квалификации «Литературный работник», «Литературный работник, переводчик художественной литературы»).

  1. Перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

С освоением ООП по специальности (специалитета) 52.05.04 Литературное творчество обучающийся должен достичь следующих результатов прохождения практики:

Коды компетенций

Результаты освоения ООП

(содержание компетенций)

Перечень планируемых результатов прохождения практики

ОК-5

владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке целей и выбору путей их достижения, умением анализировать логику рассуждений и высказываний;

уметь: - обобщать, анализировать, критически осмыслять и систематизировать информацию;

- ставить цель и выбирать пути её достижению;

владеть: - культурой мышления, логикой рассуждения высказывания

ОК-6

способность самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности, развития социальных и профессиональных компетенций

уметь - получать информацию в общении и сотрудничестве с профессиональной средой

- наблюдать этапы производственного процесса, анализировать и обобщать опыт, применять его на практике

ОПК-16

готовность демонстрировать понимание значимости своей будущей специальности, стремление к ответственному отношению к своей трудовой деятельности

уметь – ответственно относиться к труду – организовывать проведение редакционно-издательских работ и своей творческой деятельности, добиваясь необходимого качества в решении конкретных производственных и творческих задач в установленные сроки

ОПК -18

способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны

уметь - соблюдать основные требования информационной безопасности

ОПК-19

владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, наличием навыков работы с компьютером как средством управления информацией

уметь – работать с информацией (получать, анализировать, хранить)

владеть – навыками работы с компьютером, программным обеспечением

 

ПК-35

способность и готовность к социальному взаимодействию: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; к сотрудничеству и разрешению конфликтов; к толерантности, уважению и принятию другого мнения, культуры, опыта; к социальной мобильности

уметь – сотрудничать с членами профессионального сообщества, поддерживать доброжелательную и рабочую атмосферу в трудовом коллективе

ПСК-1.2

способность к созданию оригинальных художественных и общественно значимых произведений словесности

владеть – профессиональными методами и приемами литературной работы (создания художественного произведения)

или ПСК-2.1(для ХП)

способность к созданию высокохудожественных, основанных на достижениях современной теории и практики, переводов наиболее значительных и актуальных произведений зарубежной литературы

владеть – профессиональными методами и приемами литературной работы (создания качественных переводов художественного произведения зарубежной литературы),

 

ПСК-1.12

способность и готовность к предыздательской подготовке и редактированию текстов художественной словесности и текстов «нехудожественных» стилей,

знать – основы технологии проведения редакционно-издательской деятельности (издательского процесса), возможности профессиональных программ (программного обеспечения), необходимые элементы материальной базы

владеть - приемами организации (методикой) редакционно-издательских работ при решении поставленной задачи

- приемами обобщения и анализа издательских материалов

-навыками редактирования произведений словесности

 

2. МЕСТО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРЕДДИПЛОМНОЙ (РЕДАКЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКОЙ) ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ООП СПЕЦИАЛИСТА.

Производственная преддипломная практика является обязательным видом учебной работы специалиста, относится к базовой части программы специалитета  -  Блок 2 «Практики, в том числе научно-исследовательская (НИР) и художественно-творческая работа»» ФГОС ВО.

Производственной преддипломной практике предшествует изучение базовой части ФГОС ВО, в том числе дисциплин специализации, а также курсов по выбору студентов. Производственная преддипломная практика является логическим завершением изучения данных дисциплин, итогом творческих семинаров по дисциплинам «Литературное мастерство» или «Мастерство художественного перевода».

Производственная преддипломная практика базируется на изучении всех дисциплин учебного плана.

Логическая взаимосвязь производственной преддипломной практики с другими частями ООП прослеживается в наличии одинаковых терминов, в соответствующих тезаурусах, схожих компонентов понятийно терминологических систем, единых общенаучных и профессиональных (творческих) подходов к решению возникающих проблем (деятельностный подход, системный анализ).

Основу содержательно-методической взаимосвязи производственной преддипломной практики с другими частями ООП составляет формирование общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и профессионально специализированных компетенций.

 

Цели и задачи производственной преддипломной (редакционно-издательской) практики

Целями производственной преддипломной практики являются:

• формирование и развитие практических навыков и компетенций специалиста, приобретение опыта самостоятельной профессиональной деятельности и деятельности в профессиональной среде;

• закрепление и углубление полученных теоретических знаний и практических навыков по изученным дисциплинам;

• овладение необходимыми методами самоорганизации и творческой деятельности;

  • подготовка необходимых материалов (художественных текстов, творческой автобиографии и др.) для выпускной квалификационной работы (ВКР) специалиста (дипломной работы): отбор, редактирование по издательским требованиям.

 

Задачи производственной преддипломной (редакционно-издательской) практики заключаются в ознакомлении со сферой и методикой работ той организации, в которой проводится практика. В соответствии с видами и задачами профессиональной деятельности, практика может заключаться в изучении материально-технической и информационной базы, методики редакционно-издательской работы, в обработке и интерпретации полученной информации, в приобретении навыков оценки эффективности издательской деятельности на конкретных примерах при решении различных проблем. Помимо указанной выше технологической стороны практики, при ее прохождении реализуется и творческая составляющая: готовится – отбирается и редактируется по профессиональным требованиям материал дипломной работы, осуществляется его предварительная оценка в профессиональной среде: также может быть проведена самостоятельная работа по публикации собственных творческих материалов.

Для написания отчета используются самостоятельно полученные данные и фондовые материалы организации практики (базы практики).

 

3. ВИД, ТИП, ФОРМЫ И СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ.

Производственная преддипломная (редакционно-издательская) практика по виду является производственной преддипломной, по типу – сочетает технологическую и творческую составляющие.

Практика может иметь различные формы проведения: подготовка к изданию и издание текстов разных жанров (в том числе перевод), работа, связанная с литературно-критическим анализом современного литературного процесса, работа с программным и аппаратным обеспечением издательства, аналитический обзор организационного процесса в редакции (отделе, издательстве); отбор, редактирование и корректура собственных текстов для подготовки их к защите в качестве ВКР и возможного последующего издания.

Способ проведения указанной практики – стационарная.

 

4. МЕСТО И ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

Производственная преддипломная практика проводится на 5 курсе очной формы обучения в течение 2 недель марта-апреля (способ - стационарно); заочная форма обучения предполагает практику на 6 курсе (предполагается, что часть практики проходит дискретно: создание художественных текстов и переводов, их частичное редактирование, которое ведется в течение периода обучения, консультирование мастера, для заочной формы обучения учитывается работа в профильных организациях).

Местами проведения практики являются, в основном, организации (издательства, редакции, специализированные отделы и подразделения различных учреждений) как федерального подчинения, так и коммерческие, занимающиеся издательской деятельностью в регионе нахождения вуза (Москва и Московская область). Для заочной формы обучения, учитывая возможную работу студентов в профильных организациях, местом производственной практики могут быть любые территории Российской Федерации, где проживает (т.е. на месте осваивает образовательную программу) студент.

В отдельных случаях студент может проходить практику в структурном подразделении вуза - в издательском отделе Литературного института имени А.М. Горького.

Консультирование по вопросам подготовка ВКР осуществляют выпускающие кафедры: литературного мастерства, теории литературы и литературной критики, художественного перевода.

При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:

наличием в учреждении:

-         профессиональным профилем организации;

  • высококвалифицированных специалистов;
  • современной материально-технической базы;
  • современных учебно-методических комплексов;
  • современного программного обеспечения

 

5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРЕДДИПЛОМНОЙ (РЕДАКЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКОЙ) ПРАКТИКИ

Общая трудоемкость производственной практики составляет 3 зачетных единицы (108 академических часов или 81 астрономический час).

5.1. Структура производственной преддипломной  практики

Разделы (этапы) практики. Виды производственной работы на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах). Формы текущего контроля и промежуточной аттестации.

 

1. Вводная часть: знакомство с  целями и задачами практики, формами отчетности (дневник, отчет, характеристики). Получается задание.

 Общий инструктаж по технике безопасности

2. Собеседование в организации практики:

Согласование с администрацией рабочего места практики.

Определение сферы деятельности (должностная инструкция)

Определение методики работ и производственного задания

Производственный инструктаж по технике безопасности

3. Проведение текущей работы (технологического и творческого характера).

4. Текущий контроль (определяется руководителем практики)

5. Первичная обработка материала практики

6. Соотношение обработанного материала с заданием

7. Написание отчета и оформление прилагаемых материалов.

8. Оценка (зачет) практики

 

Разделы (этапы) практики

Виды работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в академических часах)

Формы текущего контроля

Аудиторные

Самостоятельные

1

Подготовительный (вводная часть)

2

2

Устный опрос

2

Основной:

- собеседование в организации практики:

- проведение текущей работы (технологического и творческого характера – с издательским и собственным материалом ВКР);

- текущий контроль (определяется руководителем практики)

- первичная обработка материала практики

- соотношение обработанного материала с заданием

 

94

дневник практики, материалы дипломной работы

3

Заключительный

(написание отчета и оформление прилагаемых материалов,

оценка (зачет) практики)

2

8

письменный отчет, зачет

 

ИТОГО

108

 

 

5.2. Содержание производственной преддипломной (редакционно-издательской) практики

Проводится знакомство с целями и задачами практики, формами отчетности (обязательными являются: дневник прохождения практики; отчет о практике, заверенные отзывы-характеристики с места работы, подготовленные материалы к ВКР), инструктаж по технике безопасности (общий и далее на рабочем месте, по необходимости - с каждым видом техники, который студент должен усвоить). Получается задание.

В ходе практики изучаются структура организации, условия работы, должностные инструкции, рабочие регламенты и др.

В соответствии с поставленными задачами уточняются основные параметры проведения работ, время их выполнения и отчет о выполнении.

Работы проводятся в соответствии с принятой в организации (на производстве, в редакции) технологией.

Параллельно или после работы (выполнения заданий) проводится первичная обработка материала, подготовка и составление отчетности.

Наряду с производственными задачами, которые по возможности следует разнообразить, охватывая различные этапы производственного цикла, студент самостоятельно организовывает редакционную работу, касающуюся собственной творческой деятельности - подготовка ВКР: осуществляется отбор, доработка материала и оформление его в соответствии с профессиональными требованиями, в том числе и к возможному изданию.

Студент обязан соблюдать технику безопасности, не нарушать производственный цикл, добросовестно и качественно выполнять порученную работу на любом этапе практики, уважать членов коллектива, активно участвовать в общественной деятельности на месте выполнения работ, поддерживать деловую атмосферу сотрудничества и взаимопонимания.

 

5.3. Научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые во время прохождения практики

Во время прохождения практики проводится ознакомление с программным обеспечением издательского процесса и материальной базой издательства, разработка и опробование различных методик редакционно-издательской деятельности, проводится первичная обработка и первичная или окончательная интерпретация полученного на практике опыта, составляются рекомендации и предложения. При этом используется различная компьютерная техника и периферия  и специальное программное обеспечение. 

 

6. ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРЕДДИПЛОМНОЙ РЕДАКЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ

При возвращении студента с производственной практики в институт студент вместе с руководителем практики обсуждает итоги практики (дневник практики, характеристику) и материалы отчета. В отчете студента по производственной практике руководитель дает отзыв о работе студента, ориентируясь на его доклад и отзыв (характеристику) из производственной организации, приложенный к отчету студента.

 

Студент предоставляет краткий отчет о практике (рекомендуемый объем 5–8 с.), который включает в себя общие сведения о месте практики, сведения о поставленных перед ним производственных и творческих задачах, используемых технических и программных средствах. Приводятся сведения об особенностях редакционной работы, методике издательской деятельности, методах обработки и интерпретации публикуемого материала, об отборе и редактировании материалов ВКР.

К отчету прилагаются следующие материалы: отзыв (характеристика) с места практики (по образцу), рецензии (внутренние и публикуемые (в копиях) – если таковые выполнялись) студента, проходившего практику, собственные опубликованные в ходе практик произведения студента, редактированные им произведения других авторов (в копиях), материалы подготовленной ВКР с письменной характеристикой мастера о степени готовности и др.

Защита отчета о производственной практике происходит не позднее недели после начала аудиторных занятий. Руководитель практики от вуза после сообщения студента, вопросов и обсуждения выставляет оценку (в отчет и ведомость).

 

Критерии оценки: оценка «зачтено» ставится, если студент выполнил полученное задание в установленные для практики сроки, не нарушал производственной дисциплины, не имел отрицательной оценки в отзыве (характеристики) с места практики, предоставил все отчетные документы: дневник практики, отчет о практике, отзыв (характеристику) с места практики, а также иные, подтверждающие выполненную работу материалы, в ходе отчета ответил на вопросы руководителя практики;

оценка «не зачтено» ставится студенту, если он не выполнил или частично (без уважительной причины) выполнил полученное задание, нарушил (без уважительной причины) установленные для практики сроки, нарушал производственную дисциплину и имел отрицательную оценку в отзыве (характеристики) с места практики, не предоставил отчетные документы: дневник практики, отчет о практике, отзыв (характеристику) с места практики, в ходе отчета не смог ответить на вопросы руководителя практики

Шкала оценки: зачтено, не зачтено

 

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ РЕДАКЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ.

При самостоятельной работе студенту следует обращать внимание на обоснование и постановку редакционно-издательской задачи, изучить этапы редакционно-издательской деятельности, получить навыки работы с техникой. Рекомендуется проводить дополнительные исследования возможностей специальных издательских программ. Рекомендуется принять активное участие на всех или этапах редакционно-издательских работ (или их большинстве), собрать необходимый материал для написания отчета. При подготовке материалов ВКР (отбор и редактирование) творчески использовать накопленный в профессиональной среде (самостоятельно и в консультациях) опыт, умения и навыки, что должно способствовать качественной подготовке материалов ВКР, в том числе в перспективе дальнейшей публикации.

 

Примерный перечень контрольных вопросов при приеме материалов производственной практики:

1. Особенности редакционно-издательского процесса в организации прохождения практики.

2. Материально-техническое обеспечение редакционно-издательского процесса в организации прохождения практики.

3. Методика редакционно-издательского процесса в организации прохождения практики.

4. Основные результаты редакционно-издательской деятельности (в т.ч. результаты, полученные студентом самостоятельно).

5. Этапы и содержание работы, проводимой студентом во время практики в организации.

6. Предложения по совершенствованию деятельности подразделения, производственного цикла организации практики.

7. Готовность дипломной работы, ее тема, объем, содержание, необходимость дальнейшего редактирования, возможность издания.

8. Мнение профессионального сообщества (мастера, студентов семинара, представителей писательской и издательской общественности) о творческой работе практиканта (о материалах ВКР).

 

8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРЕДДИПЛОМНОЙ (РЕДАКЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКОЙ) ПРАКТИКИ

Перед выходом на производственную практику студент прорабатывает имеющиеся конспекты и литературу по издательскому делу и авторскому праву, знакомится с должностной инструкцией и правилами техники безопасности, организационной структурой учреждения, методикой работы с техническими средствами (компьютерной техникой и программным обеспечением). Необходимы ознакомление с образцами отчетных материалов и консультации руководителя практики.

 

Основная литература:

1. Производственные инструкции по описанию издательского процесса и издательской техники, специальные программ для работы с ней (инструкции пользователя специальных компьютерных программ: фото- и текстовых редакторов и др.).

2. Должностные инструкции.

3. Материалы по издательскому делу.

4. Требования к выпускной квалификационной работе (дипломной работе).

5. Программа практики,

6. Задание и образцы заполнения дневника практики (с заданием) и отчета по практике (см. приложение)

7. Учебно-методические рекомендации к оформлению Отчетов по учебно-ознакомительной и производственной преддипломной (редакционно-издательской) практикам. М., Литературный институт, 2017.

 

9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕДАКЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ

Во время прохождения производственной практики студент пользуется стандартным и специальным оборудованием, приборами, компьютерной техникой и программными средствами, которые находятся в соответствующей производственной организации, а также оборудованием, приборами, компьютерной техникой и программными средствами вуза.

Приложения:

Задание на учебную практику; формы дневника и отчета о производственной практике