«Ожившая вазопись»: «Афинские совы»

Гвоздева Татьяна Борисовна
Ноя 15 2023
Заставка

Гомеровские гимны. XI. К АФИНЕ

«Славить Палладу-Афину, оплот городов, начинаю,
Страшную. Любит она, как и Арес, военное дело,
Яростный воинов крик, городов разрушенье и войны.
Ею хранится народ, на сраженье ль идет, из сраженья ль.
Славься, богиня! Пошли благоденствие нам и удачу!»

Перевод В.В. Вересаева

Чернофигурная ольпа, 550-530 г. до н.э.

Чернофигурная ольпа, 550-530 г. до н.э.

Гомер. Одиссея. II. 430-434.

«На корабле чернобоком они паруса закрепили,
После налили вином кратеры до самого края
И совершать возлияния стали богам вечносущим,
Больше же всех остальных - совоокой Афине богине.
Быстро всю ночь и все утро бежал их корабль чернобокий».

Перевод В.В. Вересаева

Краснофигурный скифос, V в. до н.э.

Краснофигурный скифос, V в. до н.э.

Аристофан. Птицы. 514-516.

Писфетер

«Но всего любопытнее то, что и Зевс, повелитель теперешний мира,
Носит птицу – орла на своей голове как свидетельство власти верховной.
Как слуга, носит сокола Феб, а сову носит Зевсова дочка Афина».

Перевод С. Апта

Афина, держащая шлем и копье, с совой. Ок. 490-480 гг. до н. э.

Афина, держащая шлем и копье, с совой. Ок. 490-480 гг. до н. э.

Аристофан. Лисистрата. 758-761.

Четвертая женщина

«Нет, спать я больше не согласна в крепости,
С тех пор как змея в капище увидела».

Пятая женщина

«А вот меня сживают совы со свету:
Кричат, пугают, стонут, не дают уснуть».

Пер. Адр. Пиотровского

Афина в образе совы. Краснофигурная ойнохойя, 410-390 гг. до н.э.

Афина в образе совы. Краснофигурная ойнохойя, 410-390 гг. до н.э.

Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Лисандр и Сулла. Лисандр. 16.

«Покончив с этим, Лисандр сам отплыл во Фракию, оставшиеся же деньги, а также полученные им дары и венки (многие, как и следовало ожидать, подносили подарки самому могущественному из греков, своего рода владыке всей Греции) отправил в Лакедемон с Гилиппом, который ранее командовал войсками в Сицилии. Про Гилиппа рассказывают, что он расшил мешки по нижнему шву, взял из каждого значительную сумму и затем зашил снова, не знал того, что в каждый мешок была вложена записка с указанием суммы, в нем находящейся. Прибыв в Спарту, он спрятал похищенное под черепичной крышей своего дома, а мешки передал эфорам, обратив их внимание на то, что печати целы. Вскрыв мешки, подсчитав деньги и обнаружив расхождение между наличностью и указанной в записке суммой, эфоры пришли в недоумение. Слуга Гилиппа навел их на след, загадочно сказав, что в Керамике спит много сов. Как известно, на большинстве монет того времени под афинским влиянием была вычеканена сова».

Перевод М.Е. Сергеенко

Серебряная тетрадрахма с изображением совы Афины. Ок. 480-420 до н.э.

Серебряная тетрадрахма с изображением совы Афины. Ок. 480-420 до н.э.

Аристофан. Птицы. 1101-1109.

Предводитель второго полухория

«А теперь мы нашим судьям рассказать хотим о том,
Сколько благ их ожидает, если нам присудят приз.
И Парис таких даров бы не дождался от богинь!
Знаем: хочет первым делом получить любой судья
Сов блестящих на монетах, на лаврийском серебре,
Обещаем – заведутся и в дому и в кошельках
Эти совы и блестящих вам совяток наплодят.
Мало этого, как в храмах, заживете вы в домах:
Мы на гребни ваших кровель все усядемся орлом».

Перевод С. Апта

Серебряная афинская тетрадрахма с изображением совы

Серебряная афинская тетрадрахма с изображением совы

Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Фемистокл и Камилл. Фемистокл. 12.

«В то время, как Фемистокл говорил об этом, стоя на палубе, на верху корабля увидали, по рассказам некоторых, как справа пролетела сова и села на мачту. Это и было главной причиной, почему согласились с мнением Фемистокла и стали готовиться к морскому сражению».

Перевод С.И. Соболевского

Краснофигурная гидрия, кон. V в. до н.э.

Краснофигурная гидрия, кон. V в. до н.э.

Аристофан. Птицы. 302-303.

Удод

«Вот сова.

Эвельпид

Да кто ж в Афины со своей идет совой?»

Перевод С. Апта

Арибалл в форме совы. Коринф, 2-я пол. VII в. до н.э.

Арибалл в форме совы. Коринф, 2-я пол. VII в. до н.э.

Лукиан. Нигрин. Письмо к Нигрину

«Лукиан желает счастья Нигрину

      Пословица говорит: "сову в Афины", так как смешно, если кто-нибудь повезет туда сов, когда там их и без того много. Поэтому, если бы я, желая показать силу красноречия, написал книгу и затем отправил ее Нигрину, я был бы так же смешон, как если бы действительно привез сову в Афины; но так как я и хочу только высказать тебе мои теперешние взгляды и показать, что твои слова имели на меня сильное влияние, то несправедливо применять ко мне эту пословицу, а равно и известные слова Фукидида о том, что невежество делает людей смелыми, а размышление нерешительными. Ведь ясно, что во мне не одно невежество является причиной такой решимости, но и любовь к твоим речам.

      Будь здоров».

Перевод С. В. Меликовой-Толстой

Краснофигурный скифос, ок. 420 г. до н.э.

Краснофигурный скифос, ок. 420 г. до н.э.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Платон.

«Я не хочу в этом очерке оставить жизнь Платона без его учения; но рассказывать для тебя все в подробностях означало бы, по пословице, таскать сов в Афины».

Перевод М. Л. Гаспарова

Чернофигурный лекиф, первая четверть V в. до н.э.

Чернофигурный лекиф, первая четверть V в. до н.э.

Цицерон Марк Туллий: Письма. CXLIV. Квинту Туллию Цицерону, в Британию. 4.

«Перехожу теперь к тому, с чего мне, пожалуй, следовало начать. О, каким приятным было для меня твое письмо из Британии! Меня страшил Океан, страшили берега острова. Прочее я, право, не считаю пустяками, но все же оно внушает не столько страх, сколько надежду, и ожидание волнует меня больше, чем опасение. У тебя, я вижу, есть превосходная тема для описания. Какая перед тобой местность, какая природа, какие нравы, какие племена, какие битвы и, наконец, какой император! По твоей просьбе, охотно помогу тебе, чем хочешь, и пришлю тебе стихи, которых ты просишь, то есть сову в Афины».

Перевод В. О. Горенштейна

Краснофигурный арибалл. Ок. 510-500 гг. до н.э.

Краснофигурный арибалл. Ок. 510-500 гг. до н.э.


Идея и организация проекта: Татьяна Борисовна Гвоздева