Победитель смерти

Аннотация 

Повести и рассказы молодого прозаика из Подмосковья раскрывают духовные искания нашего молодого современника, утверждают непреходящую ценность каждой человеческой жизни.
Эта книга названа так не только благодаря повести, следующей в оглавлении последней, и не потому, что многие ее герои - медики. "Победитель смерти" - это человек, побеждающий смерть духовно. В евангельской притче об искушении Христа в пустыне дьявол среди прочих искушений (чудом и авторитетом - по Достоевскому) соблазняет его тайной: "...Берет Его диавол в святой город, и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею" (Евангелие от Матфея, 4: 6 - 7). Это искушение, на мой взгляд, отличается от двух других тем, что в первом и последнем случаях дьявол демонстрировал свое могущество, а здесь предложил это сделать Христу. Ты, мол, отказываешься от моих услуг, покажи же, на что сам способен. Но Иисус отвергает и это, потому что, как говорит у Достоевского Великий инквизитор устами Ивана Карамазова: "...сделав лишь шаг, лишь движение броситься вниз, Ты тотчас бы и искусил Господа, и веру в Него всю потерял, и разбился бы о землю, которую спасать пришел, и возрадовался бы умный дух, искушавший Тебя". Воображаю реакцию какого-нибудь современного позитивиста: "Отчего же герой потерял бы веру, если таким образом доказал бы свою власть над смертью?" Но кому бы он доказал это? Вся парадоксальность предлагаемого чуда заключалась в том, что оно носило бы физический характер, типа популярных нынче телекинетических опытов по телевизору. Доказательств требовала смерть. Герой же призван служить жизни. Он одерживает духовную победу над смертью, не принимая ее системы доказательств. Перекличку с этой темой я нахожу в одном из рассказов В. Белова, "Чок-получок": там герой на мгновение поддался искушению, сыграл в "офицерскую рулетку", и не столько унижение заставило его понять ошибку, сколько осознание того, что вариант игры со смертью беспроигрышен не только со стороны жуликоватых игроков, но и со стороны Смерти.
В этой книге немало и моих личных впечатлений. После школы я закончил медицинское училище и пошел работать на "Скорую помощь". Там я столкнулся со смертью воочию. Я увидел немало благородных, внешне скупых на проявление чувств людей, сделавших очень много для ближних, для их жизни. Но помощь эта почти всегда бывала временна: ведь люди живут не только в сфере физических ощущений, но и нравственных. Моральное же здоровье нашего общества, чего греха таить, в те годы, когда я работал на "Скорой помощи", оставляло желать лучшего. Да и сейчас оставляет. Порой обидно становилось за своих товарищей: они-то отдавали все силы, чтобы сохранить человека, а окружающая среда потом, когда он с трудом выздоравливал, добивала его. Этот мир, такой сложный и противоречивый, я и стремился отразить в своих повестях и рассказах.