Международный писательский семинар «Поэтика и политика»

чт, 29/11/2018 - 18:00
Место проведения 
Литературный институт имени А.М. Горького, ауд. №3

29 ноября 2018 года в рамках Международного фестиваля актуальной словесностим «Живое слово: Post-Babel condition» в Литературном институте имени А.М. Горького состоялся открытый международный писательский семинар «Поэтика и политика».

В дискуссии участвовали румынский поэт и эссеист Раду Ванку, переводчик Эзры Паунда, армянский поэт и прозаик Армен Оганян, автор первого интерактивного романа "Возвращение Кикоса" на армянском языке, русские писатели  Алиса Ганиева, Анна Немзер, журналист и писатель Ксения Голубович, Павел Пепперштейн, которого, пользуясь случаем, тут же поздравили с получением премии Андрея Белого.

В качестве тезиса было выбрано утверждение, что искусство и политика так или иначе всегда идут бок о бок, и в этот раз речь шла о том, как возникает язык, как он воздействует на читателя, как писатель выбирает, что будет создавать, как ставит перед собой задачи, и как они в итоге решаются. В общем, несмотря на кажущуюся публицистичность заявленной темы, это в первую очередь был разговор художников об искусстве.

Дискуссия получилась большой, интересной, сложной и в хорошем смысле противоречивой. Постараемся изложить её последовательно и кратко.

Раду Ванку рассказал несколько историй о том, как искусство преображало жизнь людей, так или иначе вовлечённых в политику: спасало в тюрьмах поэтов и литературных критиков, освещало жизнь солдат, охранявших эти самые тюрьмы - а также поведал о том, как обыкновенные (и весьма резкие) слова, написанные на лобовом стекле грузовика, превратились в политический слоган, повлиявший и на политику целого государства, и на его национальную литературу.

Затем Алиса Ганиева говорила о «порабощении политикой поэтики», об эстетизации первой и прагматизации последней. Была затронута тема того, как политика непосредственно влияет на литературу - на тех, кто её создаёт:

«Существует мнение - сказала она - что невозможно писать о современности. Должно пройти двадцать или тридцать лет прежде, чем появится возможность осознать и пропустить через себя всё то, что происходит сейчас». Кроме того, она на собственном опыте проиллюстрировала, как в различной языковой ситуации - обусловленной политическим устройством государства - возникают те или иные приёмы, как и какие пишутся книги. «Осознание происходит через описание». - подчеркнула она, отвечая на вопрос Ксении Голубович, какие задачи ставит перед собой автор.

Затем Павел Пепперштейн поведал о том, что политический дискурс не антропоцентричен, и что многое в мире, в том числе политика, не вполне связаны с волеизъявлением человека. «Наверное, - заметил он - следует относиться к политике, как к болезни». Он рассказал, что такое тоталитаризм протеста, и о том, как искусство противостоит этому самому протесту.

Ксения Голубович подчеркнула всеохватывающую и взаимопроникающую природу перечесленных явлений. И после обратилась к Анне Немзер, которая напомнила известное выражение «private is political/personal» и переформулировала его как «political is personal». «Твоя жизнь определяется режимом того государства, в котором ты живёшь - сказала она - твой ритм жизни в режимном государстве определяется режимом государства». Любые формы эскапизма - также отстройка от этого режима, а любое государство - режимное. Писатель, что бы он ни создавал - всё равно живёт в настоящем моменте и всегда его учитывает. Даже сама речь - это речь современная.

Затем Анна обратилась  к затронутой ранее теме невозможности писать о сегодняшнем дне: «настоящий момент в России создает, казалось бы, иллюзию сопротивления материала - и вроде бы потому и пишут о прошлом», тут же подчеркнув   что когда пишут о прошлом - пишут из сегодняшнего дня. В этом смысле нет особенной разницы между прошлым и настоящим. В современной России, как и везде, и всегда, важно иметь возможность как-то соотноситься с политикой: от возможности высказывания до возможности протеста. Политический инстинкт, по её словам, был «убит» на протяжении 70 лет. «Инстинкт политического соучастия - естественный - подчеркнула она - ведь тебе совершенно естественно хочется как-то влиять на свою жизнь. Ситуация обращения к прошлому - естественна. Ты пытаешься вернуться туда и убитый инстинкт немного реанимировать». Она подытожила: «Возвращение в прошлое - не от невозможности поговорить про настоящий момент: это прямой способ поговорить про настоящий момент».

Ксения Голубович, в свою очередь, соотнесла высказывания выступавших и нашла точки согласия в их взглядах, после чего обратилась к следующему спикеру, Армену Оганяну. Ксения спросила его о взаимодействии с медиареальностью. Он рассказал о тандеме поколений - «детей восьмидесятых» и «детей двухтысячных», о том, что обнаружилось неожиданное единство.

Поэтика политики - по его словам - это революция. Он рассказал о современной ситуации в Армении, о том, как произошла смена власти, которая казалась невозможной, и о том, что возникло нового в общественной жизни: министр читает стихи; пафос, в другом контексте практически невозможный, становится внезапно понятен; границы снимаются в едином жизненном порыве.

Далее все говорили о переломных точках в истории, которые были опытом не только политическим, но и поэтическим, не забывая при этом про травматичность подобного опыта. Армен рассказал, что революционное движение - в момент его возникновения - во многом - это отказ от насилия и преодоление собственных страхов. Раду Ванку поведал о протесте, который назывался «We see” (мы видим): молчаливое противодействие коррупционным преступлениям чиновников в Румынии. К тому протесту присоединились известные деятели искусства. «И ложь, и правда, и тишина - всегда политическое действие, подчеркнул он. – Писать стихи так, будто в твоем государстве  политического режима не существует - никогда не касаясь политических тем - это тоже политический поступок. Писать честно. Писать прозрачно. Писать с юмором». Он упомянул слова Кундеры, что такая литература гораздо значительней и сильнее, чем все манифесты, вместе взятые.

Под конец семинара, увлечённые разговором, спикеры говорили о явлении маргинальности, о тех подспудных силах, обитающих в искусстве, которые на самом деле играют важную роль в жизни общества, о чувстве освобождения, о политическом акте, о том, как всё это возникает, передаётся, сохраняется или исчезает, о том, как сочетаются и перетекают друг в друга все эти явления, как они работают или перестают работать.