Экранизации в современной российской культуре

вт, 06/12/2016 (Весь день)
Место проведения 
Психологический институт РАО

«ЭКРАНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ»

Круглый стол в Психологическом институте РАО

«Когда человек перестаёт читать и начинает смотреть сериалы, у него выключается воображение, которое работает при чтении», – этими словами кинорежиссёра Андрея Судиловского завершился круглый стол «Экранизации в современной российской культуре», прошедший 6 декабря 2016 года в Психологическом институте РАО на международной научной конференции «Литература на экране: взгляд психологов, писателей и кинематографистов». Она проводилась ПИ РАО совместно с Литературным институтом имени А.М. Горького.

О своём видении экранизаций, их места в современном мире и в истории ХХ века говорили кинодраматург, профессор ВГИКа Наталия Рязанцева, автор сценария легендарного фильма «Чужие письма»; прозаик, профессор Литературного института Сергей Есин, придумавший российский кинофестиваль «Литература и кино», некогда знаменитый; лауреат этого фестиваля режиссёр детского и документального кино Андрей Судиловский. Прозаик, член редколлегии журнала «Дружба народов» Леонид Бахнов поднял проблему изображения времени, недавней истории в кино и на телеэкране. Он представил октябрьский номер «Дружбы народов», посвящённый кинематографу в жизни человека (http://magazines.russ.ru/druzhba/2016/10).

Культуролог и религиовед Борис Колымагин, поэт, профессор Литературного института Олеся Николаева (она также выступила на конференции с докладом «Поэзия и кино»), писатель, доцент Литературного института Александр Сегень обсуждали проблему экранизации произведений на религиозные темы, в том числе сакральных текстов. (К слову, недавней экранизации романа А.Сегеня «Поп» посвящён представленный на конференцию доклад С.С. Орищенко).

О трудностях или даже невозможности экранизации литературных шедевров, в частности, Андрея Платонова, говорила писатель, киносценарист Светлана Василенко. О своём многообразном опыте работы с кинематографистами и телевизионщиками рассказали прозаик Владимир Сотников и доцент Литературного института Татьяна Сотникова, известная тысячам читателей как создательница «беллетристических романсов» Анна Берсенева. Прозаик, историк культуры Владимир Березин обозначил самые актуальные, с его точки зрения, проблемы современного кинематографа. Литературовед и поэт Виктор Есипов в связи с бурно прошедшим обсуждением телесериала «Таинственная страсть» рассказал о подлинных взаимоотношениях Василия Аксёнова с кинематографом. Народный артист России Валерий Баринов, как и все выступавшие, исходивший из собственного опыта и впечатлений, рассказал о неугасающей тяге россиян, от столиц до глубинки, к живому слову, к настоящей литературе, признав, что сегодня она должна быть представлена зрелищно, в зримой пластике.

В заключение ведущий круглый стол проректор Литературного института Сергей Дмитренко предложил всем участникам коротко ответить на вопрос: «Зачем кино литературе?» и высказал надежду, что материалы этого круглого стола будут опубликованы в сборнике по итогам конференции.

Лирически напутствовал участников и слушателей круглого стола – среди них были психологи, педагоги, филологи, культурологи, студенты Литературного института и ВГИКа – Виктор Есипов, прочитавший своё стихотворение «Кинотеатр “Салют”».

Вдруг вспомнится дом у вокзала,
Где тёрся окраинный люд,
И надпись над крышей сияла,
Светилась неоном: «Салют».

Фойе от портретного глянца
Блестело, в нём не было мест –
Играл до начала сеанса
«Амурские волны» оркестр.

А лето звонками трамвая
Врывалось в зашторенный зал,
Когда над рядами, мигая,
Слабел освещенья накал.

Здесь кто-то сморкался и плакал,
Летал по рядам шёпоток:
Смотрели «Кубанских казаков»
И «Поезд идёт на Восток».

Смотрели, ликуя подростки,
Видавшая виды шпана,
Как, сбив двух жандармов, Котовский
Выпрыгивал в сад из окна.

Во тьму билетерша бежала,
Быстрее, чем в кадре артист,
На грянувший в темени зала
Трехпалый восторженный свист…

Ах, что нам тогда не прощалось!
Но в сердце оставили след
И фильмов наивных слащавость,
И горькая правда тех лет.