День студенческой науки прошел в Литинституте

Текст 
четверг, 20 апреля, 2017 - 05:15
Ника Рыжова рассказывает о фильме "300"

Три студенческие конференции прошли в Литинституте 20 апреля. Конференции были организованы кафедрой русской классической литературы и славистики и кафедрой зарубежной литературы, а с докладами выступали только студенты - с первого по выпускные курсы. Очевидно, что бремя ответственности за научную составляющую докладов легло, как всегда, на преподавателей, а вот студентам нужно было сделать всё возможное для того, чтобы показать: классика жива, будет жить и не может быть скучной.

День студенческой науки начался с конференции «Образы и категории античности в театре и кино» под руководством кандидата исторических наук, доцента кафедры зарубежной литературы Татьяны Борисовны Гвоздевой. Диапазон тем - от постановок античных пьес на современном театре до интерпретаций античных образов и сюжетов в фильмах-комиксах студий Marvel, Renaissance Pictures и прочих. В качестве вступления Татьяна Борисовна сказала несколько слов в общем об интересе кинематографа к произведениям и сюжетам античности, о периодических спадах и всплесках этого интереса (например, в 1960-е, а затем в 1990-е - начале 2000-х годов очевиден просто античный кинобум). Разумеется, никто всерьез не рассматривает фильмы об античных героях как источник исторических сведений, однако говорить о некоторых фильмах как феноменах искусства вполне возможно и резонно.

Насколько похож Одиссей Андрона Кончаловского на Одиссея Гомера? В какой мере «Сатирикон» Феллини - это фильм о Древнем Риме и в какой - о наших днях? Проблеме авторской режиссерской интерпретации античных произведений были посвящены доклады А.А. Лысиковой и М.Н.Заболоцкой.

Наибольшей популярностью среди докладчиков пользовалось массовое кино. Как современный кинематограф искажает мифы и исторические факты, попытались показать в своих докладах о фильме "Битва титанов" А.Д. Беляева и Э.В. Царионов, а Ю.О. Шурова - в докладе «Интерпретация античных реалий в сериале "Зена - королева воинов"». Анализу образов аргонавтов и мифа о Золотом руне были посвящены доклады М.А. Зелениной и В.О. Щербиной; и вывод получился неутешительным: в массовом кино что сегодня, что полвека назад миф об аргонавтах - это история о том, как группа мускулистых красавцев ходит туда-сюда. Вопросом о том, нужен ли - и если да, то зачем, - фильм "Геракл" 2014-го года, задался А.А. Грибков. Задуманная авторами фильма демифологизация Геракла, по мнению студента и аудитории, не удалась, а вместо фильма получилась сплошная нелепица и мешанина. В общем-то, по мнению В.С. Николаевой, массовое кино не справляется не только с вымышленными, но и с реальными историческими лицами: и такой режиссер, как Оливер Стоун, не справился с образом Александра Македонского. Об античных и современных спортивных соревнованиях в фильме "Астерикс на Олимпийских играх" рассказала М.К. Хараз. Анализ визуальной составляющей фильма "300" ("300 спартанцев"), снятого не на античный сюжет, а по комиксу художника Френка Миллера, провела Н.Р. Рыжова; и как ни странно, фильм, не претендующий на историческую достоверность, во многих деталях оказался удивительно точным.

Раздел конференции, посвященный театру, был представлен только одним докладом - о спектакле театра имени Вахтангова "Царь Эдип": «"Царь Эдип" Софокла в Театре им. Е.Вахтангова. Трагедия рока или трагедия самопознания?» . О постановке трагедии Софокла, об акцентах, расставленных режиссером Римасом Туминасом и труппой театра, рассказала Ю.И. Четвертикова.


В это же время в другой аудитории института заведующий кафедрой зарубежной литературы профессор Борис Николаевич Тарасов и профессор кафедры Попов Михаил Николаевич проводили конференцию «Мир западноевропейского романтизма: слово, цвет, звук». Кристина Гришина и Полина Лубнина выступили по поводу "Поэзии зла" Уильяма Блейка, Дмитрий Кузнецов поведал о художественном новаторстве Уильяма Тернера, а Александра Пилипович  - о переводах поэмы Джорджа Байрона "Дон Жуан" на русский язык. Поэзии Гёльдерлина и дионисийской тайне как пути свободы было посвящено выступление Марии Галкиной. Отражение литературы в творчестве Э. Делакруа исследовали Анастасия Царева и Луиза Казарян, а образ женщины в музыкальном искусстве XIX века - Александра Барбашова. Наконец, Вера Леонова и Ангелина Очередко предложили присутствующим совершить три шага в бреду с Эдгаром Алланом По.


Студенческие научные чтения «Актуальная классика» проходили по секциям.

В группе Русская классическая литература и фольклор под руководством доктора филологических наук, профессора Галины Юрьевны Завгородней студенты занимались сравнительно-сопоставительным анализом: Надежда Денисова (5 курс) отделила сакральное от бытового в славянских обрядах зимнего цикла, Полина Кузнецова (2 курс) - традиционное от вариативного в детском фольклоре, конкретно - в считалочке; Анна Боклер (5 курс) исследовала символику тела в малых фольклорных жанрах на материале русских и идишских паремий; о фольклорных традициях в поэзии на примере баллады «Кудеяр» юбиляра этого года Вильгельма Кюхельбекера рассказала Александра Комиссарова (3 курс). Современному нам фольклору были посвящены сообщения Александры Барбашовой (3 курс) «Исполнительница народных песен Вера Ивановна Лузанова: воспоминания и песни о Великой Отечественной войне» и Алины Селиверстовой (1 курс) «Русский фольклор на территории Казахстана».

Студенты, работавшие в секции Проблематика и критическая рецепция русской классики кандидата филологических наук, доцента кафедры русской классической литературы и славистики Людмилы Александровны Карпушкиной, самое пристальное внимание уделили двум большим темам: творчеству Николая Васильевича Гоголя и женскому вопросу в русской классике. О творчестве русских поэтесс XIX – начала XX веков Е.Ростопчиной, А.Барыковой, Ю.Жадовской, М. Лохвицкой рассказала Анастасия Сысоева (2 курс), а к опыту  типологии женских образов в русской литературе обратилась Роксана Найденова (2 курс). Несколько особняком стал Константин Батюшков (как и Кюхельбекер, он юбиляр в этом году), о чьей прозе в зеркале критики начала XIX века рассказал студент V курса Дмитрий Сайко. Немалый интерес вызвала у студентов книга Н.В. Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями»: Елизавету Малых интересовало, как в этом произведении Гоголь разрабатывает тему творчества, а Алену Котельникову - как эту книгу восприняли современники Николая Васильевича. Не упустила случая еще раз поговорить о диалоге Гоголя с Данте в поэме «Мертвые души» Елена Шишкина (2 курс).

На проблемах стиля литературного произведения сосредоточились участники третьей секции под руководством кандидата филологических наук, доцента кафедры русской классической литературы и славистики Ольги Юрьевны Саленко Стилевые аспекты анализа русской классики. Майя Кангелари (5 курс) составила типологию сюжетов стихотворений в прозе И. С. Тургенева. Про стилевые особенности короткой прозы натуральной школы рассказала Дарья Горшунова (5 курс), а про пародирование Козьмой Прутковым жанра баллад - Ирина Косицына (2 курс). О синтезе искусств, синтезе словесного образа и живописи на примере творчества Лермонтова и Врубеля поведала Алина Карпова (3 курс). Кстати, Гоголь тоже не был обойден вниманием: о нравственном совершенствовании его героев был доклад Ульяны Полтинкиной (5 курс).